В июне этого года было подписано соглашение «Стандарты взаимодействия маркетплейсов с продавцами». За исполнением стандартов будет следить специально созданная Минпромторгом комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле.

Стандарты должны будут решать спорные ситуации между маркетплейсами и продавцами. Правила позволят дать хороший импульс саморегулированию рынка. Эти и другие вопросы обсуждали Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга, генеральный директор Ozon Сергей Беляков, исполнительный директор «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков и другие.

По мнению спикеров, одна из главных задач, которую должны решать новые стандарты — прозрачность и прогнозируемость рынка. Еще год назад планировать что-либо было сложно.

«Нам надо учитывать опыт работы в оффлайне. Мы пытались учесть допущенные ошибки и недостатки, и пошли по следующему пути. Надо взять конкретные кейсы, обсудить их и попытаться решить, что позволит выработать механизмы решения тех или иных вопросов. Конкретный пример: в комиссию поступило 130 обращений от селлеров, из которых мы 100 уже решили», — отметил Никита Кузнецов.

Сейчас вовлеченность в онлайн выше, чем в оффлайн. С маркетплейсами сотрудничает 960 тысяч продавцов. С одной стороны, это хорошо, с другой, у продавцов разная степень готовности для работы на маркетплейсах.

Поэтому плюсом новых стандартов является тот факт, что в них  четко прописаны условия изменения оферты: площадка обязуется предупреждать продавцов об изменениях в договоре за две недели (это позволит им переориентироваться на другой маркетплейс, в случае несогласия с новыми условиями), либо площадка должна одновременно поддерживать две оферты, то есть условия для продавца будут оставаться неизменными до реализации последней единицы товара, размещенного ранее.

Стандарты должны помочь в пресечении недобросовестной конкуренции, которая ведет к повышению издержек, что сказывается и на цене, и на качестве товара.

Отмечалось также, что маркетплейсы в целом соблюдают стандарты. В то же время хотелось бы, чтобы поставщики более добросовестно соблюдали стандарты. «Если хочешь, чтобы маркетплейс заработал, начни с себя», — резюмировал Сергей Беляков.